2016-12-2 14:57 |
Аэропорт. Место для одних сакральное и магическое, для других - просто точка на карте на время путешествия или отпуска, для третьих - настоящая среда обитания, работа и неотъемлемая часть жизни.
К какой бы категории ни относил себя каждый из нас, но в то время как пассажир ожидает свой рейс за чашкой кофе или прохладным пивом, десятки сотрудников Международного аэропорта Сочи обеспечивают слаженный и бесперебойный механизм вылета и посадки.
От простой регистрации пассажиров до загрузки багажа и питания, заправки топлива и далее по списку -кто все эти люди, которые отвечают на ваши вопросы по телефону или контролируют вылет самолета? Как устроена эта структура и кто обеспечивает работу такого количества людей, ведь авиация - именно та сфера человеческой жизни, где к абсолютному минимуму сведено количество ошибок.
1 декабря аэропорт торжественно встретил 5-миллионного пассажира, побив свой предыдущий рекорд 1988 года - 4,4 миллиона. Счастливчиком стал сочинец Михаил Бодрин, получивший сувениры и сертификат на бесплатное обслуживание в бизнес-зале. Авиакомпания «Аэрофлот» презентовала пятимиллионному пассажиру сертификат на бесплатный перелет двух персон по любому направлению.
5 миллионов пассажиров - достойный повод пристальнее вглядеться в привычный каждому объект транспортной инфраструктуры. Поэтому мы расскажем 5 историй от 5 человек (конечно, больше) о 5 профессиях, объединенных одной общей сюжетной линией - все это случается и происходит в Адлерском районе города Сочи, по адресу, обозначенному шифровкой А-355.
Мы начнем с молодой, но очень важной службы, которая станет центром этого повествования. Хотя разве службы важны в аэропорту? Или важен тот, кто пьет кофе в ожидании рейса?
Коротко, ЦУР.
В здании аэровокзала располагается загадочное помещение с роскошным видом из окон, коротко и емко называемое ЦУР, иначе говоря - Центр управления ресурсами. Он предназначен для оперативного и эффективного управления службами и процессами в аэропорту.
В штате ЦУР 28 совершенно незаменимых человек, среди которых и наши героини. Да, у ЦУРа женское лицо - женщин здесь все же больше, чем мужчин.
Попова Юлия, ЦУР, диспетчер по расписанию.
- Началось все с того, что я проходила в районе аэропорта. На тот момент сидела в декрете, отучилась на экономиста и нужно было нарабатывать какой-то опыт. И я просто решила зайти и узнать, есть ли вакансии здесь. Зашла. . . и мне предложили работу оператора в информационно-справочной группе. Пошла сначала туда, мне очень понравилась эта работа, и в итоге меня позвали в отдел взаиморасчетов, на целых 5 лет.
Потом обстоятельства так сложились, что я пришла в ЦУР. Сейчас я - диспетчер по расписанию, занимаюсь составлением расписания самолетов. Все то, что видят пассажиры на табло - это делаю я.
Вообще, когда столько времени проводишь в общении с авиакомпаниями, то случается много и смешных, и очень разных историй, особенно когда в период Олимпиады звонят иностранцы, и ты не можешь понять, что им требуется! - она улыбается. - Почему мне нравится работать в аэропорту, которому отдано 8 лет? Самолеты, небо нравятся всем. Вообще, за все мое время работы здесь изменилось многое - руководство, технологии, сам аэропорт, условия труда. Но неизменным остается дружба и взаимопонимание в нашем коллективе - то, без чего невозможна слаженная работа этого огромного организма.
Было ли это увлечение у меня до прихода сюда? Нет, все появилось здесь. Я никогда не собиралась связывать свою жизнь с авиацией. Но, когда ты смотришь на эти большие машины. . . . невозможно оставаться равнодушным.
- Как ваша семья к этой работе относится? Она же непростая, требует большого нервного напряжения?
- Семья у меня нормально относится, дочка тоже планирует поступать в авиационный - очень хочет именно связанную с небом профессию. Муж относится спокойно, поскольку на работе я сильно не задерживаюсь.
- С какими сложностями сталкиваетесь в работе?
- Люди со стороны считают, что вот поступил к тебе запрос, ты ответила и сидишь себе спокойно. Но нет, расписание - это живая структура, которая постоянно изменяется. Сегодня запросили одно, потом изменили на другое, послезавтра отменили вообще. Мы опираемся на спрос (эти данные представляет авиационная коммерция) и, согласно ему, формируем расписание, учитывая технические и производственные особенности аэропорта. В том числе количество взлетно-посадочных операций в час, наличие сотрудников, техники и прочее.
Информация о работе всех подразделений аэропорта выводится на мониторы, которые расположены на специальной панели перед рабочими местами диспетчеров. Все здесь организовано таким образом, что сотрудники, не покидая рабочего места, контролируют взаимодействие всех служб аэропорта - от парковки до обслуживания аэровокзала, от регистрации и получения багажа пассажирами до взлета и посадки воздушного судна.
На одном из мониторов в режиме реального времени выводится карта полетов, которая позволяет отслеживать движение всех воздушных судов в заданном радиусе от аэропорта.
Практически невозможно оторвать свой взгляд от окон с потрясающим видом на перрон, рулежные дорожки и ВПП - быть может именно поэтому так стремятся в ЦУР сотрудники других служб, считая именно эту работу самой интересной и привлекательной?
Каждый диспетчер ЦУРа отвечает за свой сектор аэропорта: либо только за парковку, либо только за регистрацию пассажиров или обслуживание воздушного судна, включая заправку топливом и уборку салона.
Нет, диспетчер никого не заставляет делать свою работу, он только осуществляет контроль по рации.
Кстати, одним из результатов работы ЦУРа стало сокращение времени обслуживания одного рейса от момента посадки до взлета с 50 минут в 2014 году это время сократилось до 30 минут.
Светлана Соколова, диспетчер по управлению ресурсами:
- Это живая работа. С людьми, с экипажами - просто работать с документами мне неинтересно. Еще она очень разноплановая, требующая быстрого принятия решений. Например, по задержанным рейсам, когда приходится очень многое согласовывать вне очереди, в сжатые сроки. . . Это касается некоторых тонкостей с супервайзером, который является посредником между аэропортом и авиакомпанией. Например, если кухня у самолета расположена сзади, то подвоз еды и посадка пассажиров может происходить одновременно в случае, когда мы ограничены по времени. Бывает, что авиакомпания запрашивает заправку своего борта в последний момент, хотя на все обслуживание отведено 40 минут и они начинают заправляться, не предупреждая. Есть работа с деловой авиацией, с международными бортами, с клиентами, пользующимися VIP-залом - для каждого борта своя стоянка и все это необходимо предусмотреть наперед и часто - во внештатном режиме.
Люди, которые любят бумажную работу, а не общение, точно не созданы для этой профессии.
Диспетчер по расписанию контролирует суточный план и отвечает за него, мы отвечаем за обслуживание самолета на перроне. Моя работа начинается на прилете. Сел рейс, и началось обслуживание - пошла моя работа.
- День и ночь сильно отличаются по напряженности?
- Все зависит от многих факторов. Бывает, что иногда ночь сложнее и загруженнее, чем день, хотя обычно ночью гораздо меньше рейсов. Случается, что по метео (метеоусловия) закрываются соседние аэропорты, и тогда необходимость принять и обслужить рейсы ложится на нас. Ночь, людей в смене гораздо меньше и нагрузка на каждого увеличивается в разы. Март и февраль - время туманов в Краснодаре, когда приходится часто заводить эти рейсы в расписание, выставлять задержки.
- Как вы лето пережили? По 30 тысяч человек в сутки обслуживать тяжело?
- Нормально. Если рейсы идут по расписанию, без задержек и если хватает персонала, то нам проще. Проблемы начинаются тогда, когда возникают неадекватные пассажиры. Как произошло недавно, когда 20 минут уходит только на то, чтобы дождаться полицию. Это очень непросто. Зимой основная специфика в том, что много багажа и он негабаритный.
Центр управления ресурсами также оборудован системой оповещения об инцидентах и чрезвычайных ситуациях (ЧС) в аэропорту. Получив сигнал «Тревога» от оперативных региональных служб или правоохранительных органов, диспетчеры начинают действовать по плану организации аварийно-спасательных работ. Именно в ЦУРе в случае ЧП будет создан оперативный штаб - для этого здесь даже отведено место.
Тему буйных пассажиров обойти стороной нельзя - это как раз тот случай, когда причуда одного человека стоит не просто нервов и денег и становится инфоповодом для СМИ.
- Скольким службам портит жизнь один "буйный" пассажир?
- Многим. Супервайзер не может уйти с этого рейса и убрать трап. Плюс багаж, который снимает служба приема-сдачи, плюс перевозки, которым нужно отминусовать пассажира, диспетчер по расписанию начинает тратить время на табло, граница, таможня - если рейс международный, экипаж может при изъятии багажа запросить переделать документы, сотрудники САБ и диспетчер контроля. Все эти люди начинают работать на одного единственного человека.
- Сколько времени потребовалось, чтобы вникнуть в столь сложный рабочий процесс?
- Я работала в перевозках, на расписании диспетчером, бегала на контроль и училась по своей инициативе, все нюансы постигала уже на работе. Заранее все выучить невозможно - до сих пор открываю для себя что-то новое. Но от того, насколько правильно мы ввели рейс, как согласовали слот (время обслуживания борт) зависят все остальные службы - это дисциплинирует.
Внизу, на перроне, кипит жизнь - пришло время окунуться и в нее.
Новости
Общество
.
Подробнее читайте на maks-portal.ru ...