50 часов. Памяти Владимира Федорова

50  часов. Памяти Владимира Федорова
фото показано с : maks-portal.ru

2017-9-20 14:03

Фотографии: Во все пещеры ты проник, не пропуская ни одной Встречала каждая из них тебя как отчий дом родной Но повторяться не с руки, найти такую ты смоги, Чтоб глубока и чтоб не зги, и раньше не было других! (Марш французских спелеологов) - Почти 50 часов назад он должен был выйти.

. . Да, почти 50 часов. . . - говорит один из сопровождавших Владимира в том погружении друзей и учеников, Борислав Гуменюк.

Мы стоим в русле реки Восточная Хоста, в Сухой балке - огромном каньоне, на дне которого и лежит вход в пещеру Подземная Хоста. Туристы зовут эту пещеру Шумной - за постоянный шум водопада за одной из стен. Водопада, который никто никогда не видел. . . Там, под землей, несет свои воды подземное русло реки, чтобы ниже по течению вырваться на солнечный свет воклюзом Котел. Именно в ее подземные воды и собирался совершить погружение Владимир Федоров, чтобы доказать или опровергнуть, что эта пещера - самая глубокая обводненная пещера в России.

Надежда еще не потеряна, с нами Геннадий Самохин, человек, которому принадлежит рекорд спуска в самую глубокую пещеру мира, спасатели ЮРПСО МЧС России, ученики и соратники Федорова, страховавшие его во время погружения.

Самохин, несколько недель назад проходивший с Федоровым абхазские пещеры и Голубое озеро, должен погрузится и попробовать найти тело. Надежда, что дайвер еще жив, тает медленно и нехотя, а время неумолимо бежит вперед, отсекая любые шансы.

Рекордсмен России по задержке дыхания, один из самых титулованных дайверов в стране, Учитель бесчисленного количества уже взрослых учеников со всего мира, он задумал исследовать сифон в пещере, который до него никому так и не удалось пройти полностью, из-за большой протяженности и глубины. Это была задача, решить которую мог только он.

Вот так выглядит подготовка перед входом. Идти недалеко - сухопутная часть пещеры составляет 400 с лишним метров.

Там, внутри, немного грязи, влажно, резкие спуски и подъемы. Красивая пещера, смотрящая на гостя, входящего в ее царство каменным прищуром двух глаз-входов. Она открыта в 1946 году, еще в 80-е и 90-е годы были совершены попытки пройти сифон - обводненный участок пещеры, но сначала не хватало опыта, потом - оборудования, а не так давно один из иностранных дайверов прошел сифон до 60 метров глубины, просветил лучом фонаря еще около 20 метров и вернулся обратно. Непокоренная Подземная Хоста осталась ждать под шум воды того единственного, кто сможет увидеть самое сокровенное.

И сейчас этот человек глубоко внизу. . .

Обычно спелеодайвера (или кейв-дайвера) страхует один человек в самой пещере, а второй ждет у входа. Сегодня у входа нас ждет водолазный врач и несколько спасателей, все остальные собрались внизу, у озера, в абсолютной темноте, разрезаемой лучами от налобных фонарей.

Погружения под воду не терпят суеты. Погружения под воды в пещерах - тем более.

Только когда Геннадий погружается и подземное озеро освещается изнутри бирюзовым цветом, я понимаю, почему идут в этот мир люди.

Спустя 26 минут Самохин возвращается. Едва завидев свет его фонаря, мы понимаем, что надежды больше нет. Понимаем без слов.

Это на следующий день начнется подготовка пещеры и каньона для транспортировки тела, а еще на следующий Владмира Федорова поднимут из родного ему мира его друзья и ученики, его Команда, собравшаяся из совершенно разных городов. А пока тяжело говорить, потому что до последнего ты хочешь верить в чудо.

И миллионы миллионов лет

Как стяг победы, торжества над ней

Хранится будет в пропасти твой след. . . .

(Марш французских спелеологов)

- У меня с ним было все. . . Просто все. - начинает Борислав Гуменюк. - Еще в те времена, когда он сам организовывал походы - остались только слайды, не было тогда цифровых фотографий, смотришь на слайды и спрашиваешь, почему у всех на пузе иконы? А он мне и отвечает: "Ты понимаешь, тут все верят во что-то, только не в себя. "

Спрашиваю, а твоя икона где? "Я только верю в себя, потому что все они идут со мной. " - отвечает.

Каждому было впору вешать его фотографию на пузе. Человек-инопланетянин он был.

Вова - по жизни одиночка. Если ты пастух, то отару за собой тянуть не надо. Если ты никому не можешь доверить вторую роль. . . У Володи было так, что тот, кому он мог доверить вторую скрипку, с ним не шел. Поэтому он шел один. На все был ответ простой:

- Я не хочу отвечать ни за кого. Потому что если тупит один человек, то задуманное будет сделать нельзя.

Когда ты идешь в горы, то тебя страхует человек, который идет сзади тебя . Если ты берешь человека, в котором ты на 100 процентов уверен, тогда покоряешь вершину. Когда ты страхуешь сам себя, и человека, который внизу, это становится бредом, это провал.

Поэтому Володя всегда ходил один. У него всегда все было в двойном эквиваленте, все дублировано, но сердце у нас одно, здоровье у нас одно и голова у нас одна. На самом деле он - железный человек, как не крути. Говорят, что он человек-амфибия, но нет, он - железный человек и больше таких нет.

У меня с ним было все. Я не могу ни с чем сравнить. Вот то, что показывают в телевизоре, старые фотографии - это пиздюк, маленький пиздюк с автоматом. И он гонял пол-части! Когда у тебя душа как Эверест, какой-то маленький пригорок не может ничего тебе сделать. И это был Вова. Он был больше, чем Вселенная. Не назову героем - он ничего героического не сделал, но если обижали кого-то, слабого человека, это был адекватный отпор. При Вове беспредела не было вообще. Даже когда он привозил людей в Крым из Ижевска (на обучением - прим. автора) все получали ответ, что мир огромен и каждый из нас в нем слишком мал.

Он был из тех, кто ничего никогда не просил, но он делал вещи, которые. . . Он был ГУРУ. Это тот учитель, которого в музей нужно. . . Он учил тебя любить природу, любить жизнь, по максимуму. Если ты будешь любить жизнь, то она будет любить тебя так же. Он выбирал такие места, сумасшедшие. Мог просто сесть на машину и выехать из Ижевска. И проехать всю Европу без карты в руках. Встретил меня здесь, в Сочи, на железнодорожном вокзале Адлера, мы с ним ставим навигатор, и он начинает нас водить кругами. Вова берет навигатор, убирает его и спокойно едет в сторону Красной Поляны. Без карты. Вот такая вот история.

Человек-взрыв, человек-хлопушка. . . Но ты ее взорвал и "зайчики" в глазах будут всю оставшуюся жизнь. Это свет, это реально доброе приведение. До того теплый человек. . . Если ты даже что-то сделал неправильно, он просто дает тебе понять "давай еще раз, правильно завернем и пойдем правильно".

Мы все в шоке, потому что это человек, который всегда творил добро, пытался создать команду. В принципе, этот экзамен был пройден как раз с ним. Та команда, которую он создавал, она сделала свое дело по максимуму. Да, это был экзамен. Когда он ушел, это был экзамен Команды. Логическое завершение. Сейчас мы наденем костюм, уложим его в гроб и. . . уедем домой.

Все очень мистично и очень прагматично. Но предсказуемо. Если ты купил себе спортивный мотоцикл, то однозначно упадешь. Вопрос только как, и в какую стену,. И какой это момент будет, никто не знает. Были знаки, да. Мне, Ромке, моей жене, людям, которых я знаю и которые мне потом звонили. Как говорит Рома, Володя выбирал эту пещеру больше, чем год. Они ее очень долго искали. Нашли совсем другую пещеру, но она не пустила.

- Глубокий Яр не то чтобы не пустил - мы даже ночью туда ходили. Там просто очень мутная вода. Здесь тоже был мутняк, но . . . . Когда мы его вытаскивали, вода была прозрачнее в два, а то и в три раза. . .

- Но, даже если ждать? - продолжает Борислав. - Кто там ждет. . . Никто не ждет. Если ты собрался что-то где-то взять, ты сам себе даешь отчет и установку, когда пойдешь. Этот человек был президентом своего направления. Ну, а мы были его маленькие полководцы. . .

Я с 91 года практически как Санчо Панса. В 80 процентах всех движений я был рядом. Он выбрал меня в и последний путь. . . Не знаю, как, почему. . . Меня вырвать из Крыма на мой отпуск , чтобы я 7 дней как. . . Даже не знаю, как кто, бегал с этим баллонами по лесу, очень сложно. Хотя, если бы можно было что-то вернуть, то было бы точно так же. У этого человека не было обраток, завтрашних дней.

Если он знал, что есть какая-то дырочка, где никто не бывал, он бежал туда, раскапывал ее, вытаскивал камни и лез. Люди, которых я знаю как прожженных спелеологов, у них был шок, когда они стояли рядом. Мы приехали на Большой каньон в Крыму, там была такая пещера - очень маленькая пещера. Нужно быть червяком, чтобы войти в нее. Она затапливается за 5 минут при паводках. Когда мы туда лезли вдвоем, было понятно, что если что-то произошло - ломимся. Причем ломиться надо было по веревке вверх 8 метров, потом пролезть через маленькую дырочку, потом 4 метра вниз, 6 метров извилистого хода и так далее. И когда мы пришли первый раз, весь подход был завален. И он его сам разбирал!

- Мы специально брали разрешения, чтобы нырять в Абхазии. В том году нам не дали нырять, а в этом мы все согласовали. - говорит Роман, показывая официальные документы, с перечнем фамилий и списком автомобилей. - Без бумажки нас даже не пускали, а с этой бумажкой нас сопровождали, показывали все. помогали.

- И в Крыму было то же самое. . . . Бумажки, разрешения. Зато потом разве что не целовали.

Мы рассматриваем схему пещеры Подземная Хоста, принесенную Романом. Обычная спелеологическая схема-карта, такая есть у каждой пещеры.

- Вот здесь его нашли. . . А он дошел до 88,5 метров! Но компьютер профиль нарисовал, т. е. получается, что она сейчас самая длинная пещера в России. - продолжает Роман.

- Да, она была самой длинной, Вова у нее забрал это звание, и он же его вернул ей. И она его за это закрыла, чтобы уже никто не забрал у нее это. . . Вот сейчас на этой схеме подрисуют хвостик, продлят его. . . - Борислав вздыхает. - Мы идем обратно первый раз, я ему говорю: Вова, мы идем по другой дороге! А он мне, "Да ладно, иди, выход-то один!"

Второй раз, когда мы туда пришли, мы забыли фонарики, а пришли с баллонами. Мы заносили баллоны с телефонами в руках! Все три раза были по-разному. Когда третий раз мы туда заходили, я один там таскал все эти 6 баллонов туда-сюда, тягаю, Ромка у нас снаружи, я внутри, я ничего не могу понять. . . Даже близко объяснить. Сплошные загадки. А вот этот ход со ступеньками к подземному озеру? Там еще есть один момент: все подсказывает, что там должен быть воздушный пузырь, но его нет! А как будто он есть. 13 число для него всегда было счастливым, но он ушел 12. . . Вот так.

Из интервью Владимира Федорова телеканалу НТВ весной 2017 года:

- Не подвергать никого опасности. Погружения такого рода я всегда совершаю один, потому что груз ответственности за других людей слишком высок. И второе - ну, не уверен я в других людях так, как в себе.

Светлая память.

Новости

Общество

.

Подробнее читайте на ...

пещеры пещера метров вова что-то пещеру россии погружения