Через колено

2016-1-18 12:29

Такого яркого примера антидемократии, когда власть знала мнение населения, но поступила прямо противоположно, мне встречать не приходилось. Жившие в СССР помнят, как проводились выборы различного уровня власти в советские годы.

На избирательные участки приходили все - явка составляла 99,9 %, и столько голосов набирали предложенные коммунистической властью кандидаты в депутаты.

Ни у кого даже мысли такой не было, чтобы не сходить на выборы и не проголосовать за кандидатов «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». И не потому, что нам так уж нравились эти кандидаты, не из чувства гражданского долга и высокой сознательности. Просто в стране знали, что если кто-либо не придёт на выборы и не проголосует «за», у того будут большие неприятности - его могут уволить с работы или понизить в должности, причислить к врагам народа, привлечь к уголовной ответственности. Не за то, конечно, что человек не принял участия в выборах, а за какое-нибудь другое правонарушение, которое могут и подстроить специально. Неучастие в выборах приравнивалось к выступлению против государственной власти, а врагов советской власти полагалось клеймить и уничтожать…

Интересные документы, ярко говорящие о том, как в двадцатые годы в сочинском районе (тогда сочинский район входил в Кубано-черноморский край, центр которого располагался в г. Ростове-на-Дону) учитывали волю народа при решении общественно важных вопросов, удалось обнаружить мне в сочинском государственном архиве.

Это протоколы заседаний пленумов сельского совета в с. Пиленково (позже Гантиади), состоявшиеся в двадцатых годах ХХ века.

Как мы знаем, Сталин вовсю перекраивал границы между территориями Советского Союза. Как раз тогда власти решали вопрос о выделении из Сочинского района Пиленковской волости, которая с дореволюционного времени входила в состав региона, и передачи её Абхазии. Перед тем, как присоединить волость к Абхазии, коммунистическая власть - как она тогда утверждала, «самая демократическая в мире» - решила испросить об этом мнение населения.

В ту пору в Пиленковской волости (данные на 1930 г. ) всего проживало 8069 человек. Из них армян - 5328, греков - 869, эстонцев - 695, русских - 495, молдаван - 248, украинцев - 244, белорусов - 82, грузин - 60. Во всей волости проживал лишь один абхазец (1). И тем не менее властями решался вопрос о присоединении её к Абхазии. То есть национальных причин для этого не было. Просто Сталин решил увеличить хоть на немного площадь своей родной республики - Грузии, в которую в то время входила и Абхазия. Грузия тогда так же, как и ещё несколько республик Советского Союза, была освобождена от многих налогов, ей за счёт РСФСР давались большие государственные дотации. Многие крестьяне этой республики были освобождены от уплаты налогов. То есть власти рассчитывали, что население Пиленковской волости - почти сплошь все крестьяне, с радостью проголосует за переход волости к Грузии, так как с этого времени они освобождались от налогов и их материальное положение бы намного улучшилось. Но действительность оказалась иной.

Уже в начале 1925 года во всех сёлах сельсовета были проведены собрания местных жителей, на которых представители власти уговаривали их проголосовать за их решение о переходе волости в состав Грузии. Но население не хотело присоединяться к Абхазии, и повсюду селяне практически единогласно заявили о своём желании остаться в составе Сочинского района.

6 сентября 1925 года состоялся пленум Пиленковского сельсовета. На нём присутствовали 45 членов Совета и 98 представителей всех сёл волости. Так как собрания по сёлам прошли до пленума и решение населения по этому вопросу властям было уже известно, представитель райисполкома, присутствовавший на пленуме, всякими путями пытался противодействовать тому, чтобы пункт о выделении волости из Сочинского района и присоединении её к Абхазии был включён в повестку дня. Но селяне всё-таки настояли на том, чтобы этот вопрос вошёл в число проблем, рассматриваемых на пленуме. При двух воздержавшихся все проголосовали за это.

Интересна позиция пиленковцев, отражённая в протоколе пленума. Приведём выдержки из него:

«… Тов. Бедрольян говорит, что теперь у нас во всех селениях имеются постановления об обратном (о неприсоединении к Абхазии - С. А. ).

Тов. Головин говорит, что мы присоединяться не хотим, и если нас насильно присоединят, то всё русское население отсюда уйдёт.

Тов. Папазьян заявляет, что он говорит от имени населения сёл Христофорово и В. Ковалевского и что у него на руках имеются протоколы общих собраний этих селений, где все категорически отказываются от присоединения».

После обсуждения вопрос о присоединении волости к Абхазии был поставлен на голосование, и при одном воздержавшемся участники пленума проголосовали за неприсоединение. ( 2 ).

Власти в это время не решились игнорировать мнение местных жителей, и несколько лет волость ещё оставалась в составе Сочинского района. Но в конце двадцатых - 1930 году уже без опроса местных жителей власти своим решением передали волость Абхазии.

Такого яркого примера антидемократии, когда власть знала мнение населения, но поступила прямо противоположно ему, в архивах даже периода двадцатых годов, когда ещё хоть в небольшой мере, но власти учитывали мнение простых рабочих и крестьян, мне встречать не приходилось. А вообще-то можно сказать, что, провозглашая на словах принципы демократии и заботу об интересах народа, на деле коммунистические правители сплошь и рядом принимали антинародные решения.

1. Архивный отдел администрации г. Сочи, фонд Р-25, опись 1, дело 506, л. 5.

2. Там же, д. 501, лл. 23-28.

С. А. Артюхов (Сочи). Действительный член Русского географического общества

.

Подробнее читайте на ...

волости власти абхазии населения мнение сочинского района грузии