2016-1-20 15:48 |
Путевые заметки о контрастах погоды и жизни в Абхазии Первый час ночи. В Краснодаре минус 20, город в снегу. Поезд до Адлера отправляется в 1:26. В плацкартном вагоне явно перетопили, а потому ночь прошла почти без сна.
Задремала лишь под утро. Сквозь сон в восьмом часу утра слышу восторженный детский голос: «Море!» Вид за окном завораживает. До самого горизонта вдоль кромки воды лежит снег, песка и гальки практически не видно. Редкое в этих местах явление. Несмотря на ранний час, люди гуляют вдоль берега. На пристани одинокая женщина смотрит задумчиво за горизонт, будто ждет своего капитана Грэя.
Адлер - конечная станция, дальше поезд не идет. Но можно пересесть на электричку Адлер - Сухум.
Огромный стеклянный вокзал, отливающий изумрудным цветом, на фоне белого снега кажется ледяным кристаллом. Зимняя сказка новогоднего Краснодара в Адлере стала еще ярче от разлапистых зеленых пальм, просвечивающих через снежные шапки.
До границы с Абхазией решаем ехать на такси. Через пограничный пост Псоу идем налегке, поэтому паспортный контроль проходим без труда, что занимает около получаса. Абхазские пограничники настроены благодушно, чувствуется, что они рады каждому туристу. Автомобильная дорога в Гагры практически пуста, попадаются редкие автомобили. Белоснежные горы с оголенными деревьями, на некоторых из них кое-где сохранилась зелёная листва, обрамляют меняющийся за окном пейзаж. Морская гладь неподвижна, как стекло. Отдыхающие чинно гуляют вдоль знаменитых эвкалиптовых аллей, но людей на улицах совсем немного. Воздух отличается от сочинского, здесь ощутимее запах моря. Но главное отличие - в самом ритме города. Никто не спешит, нет пробок. Мы с удовольствием растворяемся в этой покойной неспешной атмосфере.
4 января весь день шёл снег, дул сильный ветер. Каждый час отключали свет, а воду и вовсе перекрыли до самого вечера. Холодно, хозяева затопили камин. Дрова потрескивают, стреляют, как фейерверк. Хозяин дома, Алик Бганба, рассказывает, что этот год отличается от предыдущих. Таких морозов в Абхазии на его памяти еще не было, а потому, начиная с новогодней ночи, республика, по его словам, находится в парализованном состоянии из-за выпавшего обильного снега и мороза.
Трубопровод в Абхазии поднят над землёй, потому что горная местность не позволяет проложить трубы под землей.
С наступлением заморозков трубы промерзли, а потому много прорывов. Решаем остаться у гостеприимных хозяев еще на пару дней, но неожиданно утром потеплело. На улице плюс 12. Отправляемся в Новый Афон через знаменитую кипарисовую аллею грешников. Наш провожатый с гордостью рассказывает о том, что Новый Афон почтила своим присутствием семья Романовых. Александр II построил часовню в знак благодарности старушке, которая предупредила императора о покушении на его жизнь в 1881 году.
Также Абхазию посещали: А. П. Чехов, М. А. Булгаков перед тем как написать свой роман «Мастер и Маргарита».
Многие великие поэты, музыканты, писатели приезжали в Абхазию. Что их притягивало сюда? На мой взгляд, особый дар покорения сердец Абхазией в ее первозданной, подлинной красоте. Здесь нет навязшего в зубах «евростиля», нет стандартной искусственности ландшафта. Когда каждая вещь лежит на своем месте и все вещи независимо от их хозяев одинаковы, как в интернате, хочется, чтобы опавшая листва беспорядочно шуршала под ногами. Здесь все дышит первородностью. По словам моего папы, озеро Рица, форель, выловленная в нем, посещение Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, дачи И. В. Сталина его не разочаровывали, все осталось таким же величественным, как и в его далеком детстве. На меня посещение дачи Усатого произвело шокирующее впечатление. Обстановка, в которой жил «гений и злодей», поразила скромностью и аскетизмом. Представителей нынешней власти с ее стремлением к роскоши надо привозить сюда на экскурсию.
Впереди нас ждет город-призрак Ткварчели. Любопытно узнать, с чем связан этот ярлык, кем-то прилепленный шахтерскому городу?
Когда въезжаешь в город, первое, что видишь, это здание полуразрушенного ЖД вокзала. Кажется, будто время на календаре здесь замерло. На фасаде остова два названия. Слева Ткуарчал по-абхазски, справа Ткварчели по-грузински.
По-настоящему шахтерским промышленным городом Ткварчели был в далеких 80-х. За руинами вокзала открывается вид на промышленное здание. Рядом канатная дорога, соединявшая железнодорожный вокзал с центром. Застывший в воздухе фуникулёр. Здесь же проходит железная дорога, по которой перевозят уголь до сих пор. Но теперь угледобычу ведёт турецкая компания. В городе много фабрик и заводов, которые давно не работают. К примеру, та же обогатительная фабрика, занимавшаяся обогащением угля, который после отправляли в город Рустави на металлургический комбинат. Из угля делали кокс, использовавшийся в доменных печах.
Проезжая по мосту, мы увидели большое белое здание. Это горнопромышленная школа. По словам нашего гида, её строили еще пленные немцы. ГПШ выпускала специалистов для шахт: маркшейдеров, которые замеряли высоту угольного пласта, проходчиков. Для студентов и учителей было построено общежитие, сегодня училище и общежитие производят впечатление пустующих зданий.
Ткварчели богат залежами известняка, который широко использовали в строительстве частных домов и общественных зданий, светлые тона фасадов придают городу неповторимый праздничный колорит, несмотря на то, что город практически пуст. В Ткварчели строящихся объектов я не увидела ни одного.
Но здесь имеется и живет полноценной жизнью дворец культуры имени Гулиа, по отзывам местных жителей, его охотно посещают даже столичные артисты, несмотря на то, что дворец-красавец стоит фактически среди руин. Внутри мраморные колонны с лестницами, концертный зал с удобными красными креслами, затейливые балконы, сцена с алым занавесом, богатая хрустальная люстра. Но этот оазис благополучия не в состоянии изменить общего впечатления разора.
Неподалёку от дворца мемориальная площадь. На переднем плане памятник, посвящённый грузино-абхазской войне (1992-1993гг). Позади этого памятника монумент ткварчельцам, отдавшим жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны. 27 сентября 2008 года президент Абхазии Сергей Багапш подписал указ о присвоении Ткварчели почетного звания «Город-герой». Сегодня город-герой пребывает в безвременье, ждет лучших времен.
В Ткварчальском районе расположено село Бедиа. В нем родился и вырос М. В. Кантария - младший сержант Красной Армии, который в 1945 году водрузил знамя над рейхстагом. Где же тот современный герой, который сумеет преодолеть политические и экономические коллизии, возродить это дивное место к жизни? Я верю, что он уже родился и мужает в этих чудных краях, созданных Творцом для вдохновения и наслаждения жизнью!
Полина ФЕДОРОВА. Студентка факультета журналистики КубГУ, 1 курс
.
Подробнее читайте на ngkub.ru ...