2016-2-26 15:53 |
В преддверии Международного женского дня 8 марта МАКС ПОРТАЛ совместно с Музеем истории города публикует очерк о жизни известного просветителя и литератора Екатерины Павловны Майковой, прожившей в Сочи около 40 лет и оставившей яркий след в истории города.
Имя Екатерины Павловны Майковой (1836-1920) нельзя отнести к забытым, о ней написаны литературные очерки, имеются и газетные публикации. Биография известной просветительницы, внесшей немалый вклад в становление и развитие духовности и культуры как на Черноморском побережье Кавказа, так и в целом во всей России, достаточно полно представлена в книге писательницы Ольги Чемена «Создание двух романов».
Однако некоторые значительные события из жизни Екатерины Павловны, как выяснялось, автором книги не исследованы, а потому в ней не упоминаются.
Здесь нет, на наш взгляд, вины самой Ольги Чемена, поскольку события, которые имеются в виду, до 2000 года находились под печатью глубочайшей тайны. Но прежде, чем поведать о них, воссоздадим с помощью все той же О. М. Чемена общие черты образа Е. П. Майковой (Калита).
Родилась она в 1836 году. В 1852 году шестнадцатилетнюю Катюшу выдали замуж за Владимира Николаевича Майкова, сына известного художника Н. Майкова и брата поэта Аполлона Майкова. Так она вошла в старинную дворянскую семью. «Майковы - это фамилия талантов»,- писал известный литературный критик Петр Плетнев.
На протяжении 14-летней супружеской жизни Владимир Николаевич с неизменным преклонением относился к своей жене. Известный литературный салон Майковых в Петербурге посещали Гончаров, Тургенев, Достоевский, Некрасов, Писемский. Екатерина Павловна знала Фета и Полонского.
Выразительный внешний облик Екатерины Павловны в 50-е годы XIX века представила ее современница, дочь известного архитектора Елена Штакеншнайдер: «Катерина Павловна совсем исключительное создание. Она вовсе не красавица, невысокого роста, худенькая и слабенькая, но она лучше всех красавиц какой-то неуловимой грацией и умом. Главное, не будучи кокеткой, не обращая внимания на внешность и наряды, она обладает в высшей степени тайной привлекать людей и внушитъ им какое-то бережное отношение к себе. За ней все ухаживают, и муж, и родители мужа, и все близкие, и она необычайно мила и ласкова со всеми ними».
Когда в 1863 году образовалось женское из¬дательство, получившее название «Издательская артель», в центре его деятельности оказалась и Е. П. Майкова, издавшая ряд произведений для детей, подкупающих жизненной правдой.
Семью Майковых довольно часто посещал Иван Гончаров. Его привязанность к младшим Майковым объяснялась не только обаянием двад-цатилетней Катюши, - здесь писатель обретал безграничные возможности наблюдать и изучать многогранность женской натуры, которая была достойно представлена им в романах «Обрыв» и «Обломов». Увлечение Гончарова Екатериной Павловной не прошло, конечно, незаметно для общества - это засвидетельствовали многие современники.
Например, в воспоминаниях В. И. Дмитриевой, писательницы, прожившей многие годы в Сочи, имеются такие строки: «Особенно ухаживал за нею Гончаров, проводил около нее целые часы и любил слушать ее пение». Кроме того, что Екатерина Павловна была переписчицей творческих трудов писателя во время его работы над «Обрывом», она являлась прототипом «ранней» Веры - главной героини романа, некоторые события ее жизни стали частью сюжета данного произведения. Гончаров высоко ценил и литературные способности Е. Майковой, доверял ее чутью и вкусу, ее изумительной памяти. Об этом свидетельствует его обильная переписка с Майковой и друзьями.
Революционные веяния 60-х годов ХIХ столетия, гражданская казнь Чернышевского, встреча с ним и Добролюбовым всколыхнули чуткую душу Екатерины Павловны, но в целом семья Майковых оставалась на прежних, консервативных позициях. Постепенно нарастающая приверженность Екатерины Павловны к новым проявлениям умственных и нравственных сил, таившихся в российском обществе, и, прежде всего, к просветительству, возбуждавшему надежды на перемены в русской жизни, углубила образовавшийся разрыв между мужем и женой.
Опасная отчужденность день ото дня становилась все более реальной, и зимой 1866 года разлад в семье Майковых достиг своей критической точки: Екатерина Павловна оставила Владимира Николаевича и ушла к Федору Васильевичу Любимову, бедному студенту.
По-разному объясняют уход из семьи Екатерины Павловны ее близкие и друзья. Вот что написал об этом в «Литературных воспоминаниях» историк и критик А. М. Скабичевский: «Владимир (муж Майковой) был склонен к созерцательности . . . Административная служба по департаменту внешней торговли столь иссушила его, что жена его, обладавшая более живым темпераментом, не в состоянии была ужиться с ним и сбежала от него на Кавказ с одним нигилистом, которого впоследствии Гончаров покарал, изобразивши в своем романе «Обрыв» в образе Марка Волохова».
Дальнейшая судьба Е. П. Майковой складывалась сложно и неоднозначно. В 1869 году она приехала с Федором Любимовым в Сочи. Нищенское существование не позволило содержать родившегося от Любимова ребенка - сына Василия, он был отдан в усыновление и получил фамилию Константинов. «По совершенной бедности воспитывался на счет благотворительных сумм».
В 1871 году начинается жизнь в появившихся колониях-коммунах интеллигентов. Она оказалась до крайности скучной и однообразной, вот почему пребывание в коммунах не доставило Е. П. Майковой никакой радости. К тому же Любимов буквально на глазах деградировал, опускаясь все ниже и ниже, и Екатерина Павловна окончательно с ним порывает, поселившись в имении Уч-Дере, неподалеку от Сочи.
Осенью 1888 года ее настигает глубокий душевный кризис. Приходит безжалостная пора признания несбывшихся надежд и поздних сожалений, возникает желание переменить обстановку и наполнить жизнь новым содержанием. Майкова продает крестьянам доставшееся ей в наследство от отца имение на Украине и, приобретя в Сочи небольшой участок земли, сама расчищает его и строит дом. Полноправными хозяевами-новоселами в нем становятся книги, так как в нижнем этаже Екатерина Павловна решила открыть первую в Сочи общественною бесплатную библиотеку-читальню.
Помимо создания библиотеки-читальни на счету ЕЛ. Майковой участие во всех городских культурных начинаниях той поры. В 1903 году по ее инициативе в Сочи организуется общество помощи рабочим и открывается дешевая столовая. Она устраивает литературные вечера и общественные собрания, организует и председательствует в Сочинском благотворительном обществе. В Сочи Майкову посещают Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. Г. Короленко, С. Я. Елпатьевский.
Летом дом Екатерины Павловны наполняется людскими голосами и превращается в шумный улей. С весны и до глубокой осени под его крышей живут бесплатно неимущие учительницы и курсистки, слабые здоровьем студенты и рабочие. Приезжает и желанный гость - сын Василий, который несколько позже поселится в доме родительницы.
Неординарность Василия Константиновича Константинова стоит более обстоятельного освещения его личности. В 1886 году он окончил петербургскую гимназию императорского человеколюбивого Общества и был отмечен золотой медалью за незаурядные способности к овладению знаниями.
Столь же блестяще сын Екатерины Павловны завершил учебу и на физико-математическом факультете Петербургского университета, после чего поступил на третий курс Института инженеров путей сообщения. В 1894 году он получил диплом инженера путей сообщения, а двумя годами позже ему было поручено строительство горного шоссе Адлер - Красная Поляна.
Условия строительства отличались большими сложностями. Шоссе над-лежало протянуть через узкое ущелье Ахцу, вдоль реки Мзымты, на пятисотметровой высоте над уровнем моря . . . Две горные громады здесь сблизились едва ли не до полного соприкосновения, и можно было без усилий перебросить камень с одного берега на другой. Мускульным трудом - кирка и лопата - предстояло вынуть огромное количество скальной породы при сооружении полутоннелей. . .
Позднее, описывая Краснополянское шоссе в своем «Путеводителе по Кавказу», Григорий Москвич отметит: «Дорога вьется по правому берегу реки на высоте настолько значительной, что расположенная ниже долина кажется глубокой пропастью. Но вместе с тем и над головой высятся горы громадной высоты. Стена известняков висит прямо над головой, и громадные скалы виснут, едва держась, грозя обрушиться после первого ливня или самого легкого сотрясения почвы. Дорога прямо высечена в скале и настолько извилиста, что если из-за угла выскочит встречный экипаж, то, кажется, одному из едущих при столкновении не миновать пропасти».
Хорошую закалку получил на этой стройке молодой инженер. Вот каким виделся В. К Константинов в этот период своей жизни Ольге Чемена - биографу его матери: «Высокий, худощавый, с грубоватым, некрасивым, но энергичным лицом, инженер путей сообщения Константинов был подлинным демократом . . . По внешнему виду он мало чем отличался от рабочего. В стоптанных чувяках, поношенной тужурке и фуражке с форменным значком, он пользовался большой популярностью среди рабочих».
В дальнейшем В. К. Константинов стал страстным краеведом, одним из организаторов Сочинского горного клуба, который разместился в доме матери. Комнаты нижней части дома были заставлены шкафами с образцами горных пород и ботаническими коллекциями (на основе коллекций этого клуба уже в советское время, в 1920 году, был открыт Сочинский краеведческий музей) . . .
В мае 1906 года инженер В. К Константинов в городе Екатеринодаре был избран депутатом Первой Государственной Думы от неказачьего населения Кубанской области. В российском обществе шло выяснение политических позиций, определялось настроение различных групп населения. В числе 169 человек Василий Константинович подписывает Выборгское воззвание и приговаривается к трехмесячному заключению в крепости. . .
Талантливый и умный строитель, он преуспел и в изысканиях в области почвоведения. Его работы, в частности, «К характеристике почв Сочинского района» получили практическое воплощение в сельскохозяйственном освоении Чер¬номорского побережья Кавказа. Следует сказать, что почвоведческими изысканиями Василий Константинович занимался параллельно со своим основным делом, будучи начальником сочинского строительного участка Черноморской железной дороги (1914-1916). Он строил мосты в районе Сочи, проектировал дороги на Пластунское и Ажек, Аибгу, Бабук-Аул и другие населенные пункты Сочинского округа.
Жизнь этого замечательного человека трагически оборвалась в июне 1920 года: по дороге из Новороссийска в Сочи он подвергся нападению бандитов и был убит. Чтобы сохранить его имя и образ в памяти потомков, в 2000-м году на Краснополянском шоссе был воздвигнут памятник русскому инженеру-путейцу, выполненный известным сочинским скульптором А. Г. Тихомировым . . .
Еще одно не менее важное событие, также относящееся к Е. П. Майковой, имело место в Санкт-Петербурге. Там вышла книга «Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России», составителем и научным редактором которой стал потомок старинного дворянского рода В. П. Старк. Он-то и помог нам раскрыть еще одну семейную тайну Екатерины Павловны, воскресив заодно некоторые забытые имена.
Ранее говорилось о том, что, оставив в начале 1870 года Ф. Любимова, Екатерина Павловна через какое-то время поселилась в имении Уч-Дере, по-даренном Великим князем Константином Николаевичем управляющему своими поместьями Александру Александровичу Старку. Об этом представителе известного всей России рода в энциклопедии Брокгауза и Ефрона сказано: «он изучал вредных, особенно лесных насекомых, о вреде которых до того времени ничего не было известно».
На счету А. А. Старка открытие более ста двад¬цати новых видов насекомых, описание которых помещались в специальных журналах Петербурга, Вены и Берлина. Его перу принадлежат и несколько книг, в частности, вышедшая в 1913 году книга «На русской Ривьере. Из записок охотника».
Гражданской женой А. А. Старка (1849-1933) и стала Е. П. Майкова . . . Ни в одном из прежних исследований не упоминается о том, что у Екатерины Павловны был еще один сын - рожденный от А. А. Старка - Эдуард, все заботы о воспитании которого взял на себя отец. К тому времени, когда его родители расстались, ему исполнилось четырнадцать лет.
В 1887 году А. А. Старк женился на дочери управляющего царскими имениями на Кавказе, герое обороны Севастополя К. Г. Голенко - Аделаиде Константиновне. Три года спустя, продав Уч-Дере, он переехал в Петербург и купил усадьбу на Карельском перешейке. В Петербурге он служил в лесном департаменте Министерства земледелия и к 1917 году выслужился до статского советника. Когда в 1918 году Финляндия отделилась от России, А. А. Старк остался жить в своем имении, став финским подданным. Он скончался в 1933 году, завещав свою коллекцию насекомых Хельсинскому университету.
Что касается Эдуарда Старка, то, окончив историко-филологический факультет Петербургского университета, он стал известным театральным критиком. Поклонник Р. Вагнера, он взял себе псевдоним Зигфрид. Вместе с бароном Н. В. Дризеном и Н. Н. Евреиновым он инициировал создание «Старинного театра», просуществовавшего в Петербурге всего один сезон - 1907-1908 годы (цель его - воссоздание театральных зрелищ различных эпох). Постановки спектаклей в этом театре осуществ¬ляли режиссеры А. А. Санин и М. Н. Бурнашев, художники Н. К. Рерих, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, В. А. Щуко, А. Н. Бенуа. Музыкальными руководителями были А. К. Глазунов и Л. А. Сакетти. Музыку к спектаклям писал И. А. Сац.
Э. А. Старк в 1911 году издал книгу «Старинный театр», которая бьmа переиздана в 1922 году. Его перу принадлежат также книги «Шаляпин», «Царь русского смеха» (о Варламове), «Петербургская опера и ее мастера» и другие.
После февральской революции 1917 года он приехал на время в Сочи, где стал редактором «Сочинского курьера» - газеты белого правительства. После взятия Сочи красными был арестован. Выручил его А. В. Луначарский, с которым он был лично знаком. Вернувшись в Петроград, Э. А. Старк служил в издательстве «Искусство» и умер в блокадные дни июня 1942 года.
Екатерина Павловна Майкова скончалась 22 июня 1920 года, тогда же погиб и В. К. Константинов. Свой дом она завещала краеведческому музею.
Новости
Культура
.
Подробнее читайте на maks-portal.ru ...