2018-8-6 14:27 |
К столетней годовщине описываемых событий В представлении большинства россиян и иностранных гостей Сочи, как правило, ассоциируется исключительно с морем и горами.
Большинство именно за этим сюда и едут: понежиться на пляже в лучах южного солнышка, поплескаться в тёплой морской водичке, съездить на экскурсию в одно-два места в горах. Но так, чтобы недалеко и не очень утомительно.
Однако земля, на которой стоит без сомнения лучший курорт страны, имеет очень древнюю и интересную историю, начиная с первобытных людей, владевших первой в Сочи жилплощадью в виде пещер и гротов. Эта история многогранна, многолика и, как и все порядочные истории, обладает своими "белыми пятнами". Здесь можно сказать и о полутора десятке крепостей, охранявших побережье и торговые пути, начиная с византийских времён (то есть возраст гораздо больше тысячи лет), и о которых практически ничего не известно не то, что приезжим, а даже и большинству местных жителей. И о загадочной гибели на бескрайних просторах нынешнего Адлера декабриста Александра Бестужева (Марлинского) и много ещё о чём.
Но это, как говорится, предания старины глубокой. Однако есть такие же не то, что "белые", а просто забытые или замалчиваемые странички истории Сочи, которые происходили на этой земле всего-то каких-то сто лет назад — в самый разгар бурь Революции и Гражданской войны. Возможно, сейчас удастся приоткрыть эту завесу и рассказать любопытным о событиях, охватывающих период с июня 1918 по февраль 1919 года.
Рождённые революцией
Речь идёт о занятии Сочинского округа Черноморской губернии войсками Грузинской демократической республики и последующим их выбивании отсюда частями Вооружённых сил Юга России. Странно, но об этой странице истории курорта сейчас не встретишь ни исследований, ни хотя бы публикаций, в экспозиции музея истории города об этом тоже ничего нет. А ведь вполне могло бы так случиться, что Сочи и даже Туапсе были бы сейчас грузинскими городами, если бы господа белогвардейцы не наплевали на угрозы со стороны Англии (куда же без неё) и не вернули эти земли России. Оно может и понятно — в нынешних непростых российско-грузинских отношениях никто не хочет обострять ситуацию из-за конфликта столетней давности. Между тем, в нём встречаются моменты, до боли напоминающие современные методы ведения международных отношений с теми, кого в дипломатических кругах принято называть "партнёрами".
Итак, бурный 1918 год. Российская империя разваливается, на её обломках возникают новые независимые государства, среди которых оказались и Грузинская демократическая республик, входившая в состав Закавказской демократической федеративной республики и Горская республика. Понятно, что эти образования, только становившиеся на путь государственного строительства, искали себе могущественных союзников, коими для грузин с удовольствием стала Германия, а для горцев — Турция. Обе республики не прочь были поживиться и соседними землями в это смутное время. Так ГДР предъявила свои права на всё кавказское побережье, мотивируя это тем, что оно входило в Грузинское царство времён Давида Строителя и царицы Тамары. Горцев тянуло к морю национальное единение с абхазами. Но оставим разборки между ними в стороне, хотя они оказали своё влияние на ход описываемых событий.
Вид на Сочи в те бурные годы
К маю-июню на большей части Сочи была установлена советская власть, а Сочинский округ входил в состав Кубано-Черноморской Советской республики, которая вела отчаянные бои с белогвардейцами Добровольческой армии и кубанскими казаками. Кстати эти события красочно описаны в повести Александра Серафимовича "Железный поток". Упоминается там и о событиях в Сочи.
"Ansturm auf den Norden" (Натиск на север, нем. )
Воспользовавшись ситуацией на внутироссийских фронтах и заручившись поддержкой германских войск под командованием Фридриха Кресс фон Крессенштайна, грузинские части, руководимые бывшим подполковником русской императорской армии Георгием Мазниашвили, начали наступление на Абхазию, которая частично входила в Сочинский округ. Быстро разогнав местных большевиков и опираясь на местные прогрузинские силы, он установил на этой территории военное положение и ввёл грузинские законы.
В начале июля грузинская армия начала наступление непосредственно на Сочи: 3 июля были заняты Гагра и Адлер, а потом, сбив оборону советских отрядов по реке Кудепста, 5 июля вошла в Сочи. Чего греха таить, здесь некоторые слои населения встретили их распростёртыми руками, демонстрациями и прочими гуляниями. Знали бы они, что будет дальше… Но пока не об этом.
Не стоит думать, что красные так просто отдали этот кусок в будущем очень дорогой курортной земли. Они пытались отбить Сочи, несколько раз переходили в контратаки. Но для них самих это закончилось весьма плачевно. Израсходовав последние силы они были разбиты грузинами, которые уже 27 июля победно вошли в Туапсе, установив линию фронта в районе станицы Кривенковская. Все захваченные земли объявлялись присоединёнными к Грузии, в населённых пунктах устанавливалась грузинская администрация.
Грузинские части под Туапсе
За время боёв победителям достались значительные трофеи: до десятка артиллерийских орудий, более 40 пулемётов, большое количество боеприпасов, гранат и прочего военного имущества. Кроме того, было захвачено несколько железнодорожных составов с гражданским имуществом, паровозы, корабли, автомобили, продукты питания и, что вероятно казалось очень важным для победной реляции, стадо баранов. Большевики потеряли только убитыми несколько сотен солдат, бронепоезд и оказались зажаты между белогвардейцами и грузинами. Но именно красные, отступавшие с Тамани, уже в конце августа выбили грузинские войска из Туапсе, который сразу же заняли части деникинской армии, которые вошли в непосредственное соприкосновение с грузинами, укрепившимися на фронте реки Шахе.
Политические манёвры и сочинские будни
Стоит отметить, что к этому времени тифлисские власти уже вышли из Закавказской демократической федеративной республики и пытались проводить самостоятельную политику (под чутким присмотром германцев), одновременно предъявляя территориальные претензии не только к России, но и ко всем своим соседям: Армении, Азербайджану, Турции. Как раз в это время они направили делегацию в Екатеринодар на переговоры с Деникиным. Посланники предъявили свои права на сочинское побережье, мотивируя это, как уже было сказано, данными хронистов XII-XIII веков, а также необходимостью защиты грузинского населения от большевиков, которые к тому времени уже были весьма далеко.
Здесь в игру опять вступили наши дорогие "партнёры" Мало того, что за спинами грузинов стояли германские части, представители Великобритании, будучи союзниками белогвардейцев, настоятельно рекомендовали им пойти на уступки и не "рвать сердце" из-за участка малярийного побережья Чёрного моря. Однако проводивший с российской стороны переговоры генерал-адъютант Михаил Васильевич Алексеев наотрез отказался идти на уступки и потребовал очистить Сочинский округ. При этом заявил, что никоим образом не посягает на независимость и территориальную целостность самой Грузии.
А что же в это время происходило в самом городе Сочи, часть жителей которого так радовалась приходу "освободителей". А здесь сложилась крайне тяжёлая ситуация. Город наводнили сотни российских военных, которые возвращались на родину с Закавказского фронта Первой Мировой. Они застряли и не могли двигаться дальше на север. Это создало дефицит продуктов и других товаров, что в свою очередь негативно сказывалось на настроениях населения, из которого этнические грузины составляли не более 9-10%.
Однако грузинская администрация, которая расположилась на территории санатория "Кавказская Ривьера", чувствовала себя весьма вольготно до поры, до времени. Из города вывозилось в Грузию всё, что могло представлять хоть какой-то коммерческий интерес: продукты, скот, другое имущество. Кроме того, население было обложено весьма существенными налогами, проводились полицейские рейды под прикрытием борьбы с большевиками.
Об этом в своих "Очерках русской смуты" написал командующий Вооружёнными силами Юга России Антон Иванович Деникин: "С первых же дней оккупации Сочинского округа, грузинские власти приступили к разорению его, отправляя все, что было возможно, в Грузию. Так была разграблена Туапсинская железная дорога, причем увозились рельсы, крестовины, материалы, даже больничный инвентарь; распродано с аукциона многомиллионное оборудование Гагринской климатической станции, разрушено лесопромышленное дело в Гаграх, уведен племенной скот, разорены культурные имения …". И добавить, как говорится, нечего.
Тем временем, не добившись ничего в Екатеринодаре, грузинская делегация уехала на родину в надежде, тем не менее, на то, что зарубежные партнёры предостерегут деникинцев от "необдуманных" действий. Однако ситуация стала резко меняться.
Реконкиста
Осенью 1918 года германские и турецкие войска стали покидать кавказский регион после поражения их стран в Мировой войне. Настало время искать новых покровителей, и ими конечно же стали британцы. Они продолжали давить на руководителей белого движения в вопросе черноморского побережья, угрожали прекратить поставки, отказать в поддержке, даже обстрелять своих российских союзников из орудий линкоров. Но, к несчастью грузин, всё это оказалось тщетным. Отбив очередное наступление Красной армии на Дону и Северном Кавказе, белогвардейцы высвободили немного сил и бросили их на сочинский фронт.
Командовал этими частями ВСЮР и кубанских казаков генерал-майор, дважды Георгиевский кавалер, герой русско-японской войны Матвей Яковлевич Бурневич. Большую поддержку его частям оказали отряды армянских ополченцев, которые восстали против грузинской администрации на фоне грузино-армянской войны и вызванными ей репрессиями и наносили существенные удары в тылу противника.
Матвей Яковлевич Бурневич
Так вот, несмотря на угрозы англичан, Бурневич 24 января 1919 года развернул решительное наступление на Сочи, и 6 февраля город был освобождён. В плен сдались около 700 грузинских солдат и почти 50 офицеров, среди которых начштаба Церетели. 8 февраля был освобождён Адлер.
О пленении командующего грузинскими войсками генерала Александра Кониашвили есть интересный факт. В то время, когда части ВСЮР освобождали Сочи, он с офицерами гулял на свадьбе в Гагре. Сотня казаков, как говорится, лихим кавалерийским наскоком влетела в Гагру, пленила вражеских офицеров и захватила город.
Парад 2-й пехотной дивизии ВСЮР в освобождённом Сочи
В дальнейшем русские части продвинулись до рубежа реки Бзыбь, однако дальше не пошли — уж больно серьёзное давление на руководство оказали союзники-англичане, которые активно поддерживали братоубийственную войну в России, но не хотевшие разгрома Грузии и восстановления Единой и Неделимой. Они стали угрожать вводом британских войск в Сочи для его "нейтрализации". В этих условиях белогвардейским частям пришлось остановить наступление.
Вместо эпилога
Что было потом уже как раз более или менее известно. Деникин свою битву проиграл, белогвардейские части были разбиты, прижаты к мою и частично эвакуированы в Крым или сдались на длинном пляже в районе Кудепсты. Однако именно то решительное зимнее наступление солдат, офицеров и казаков ВСЮР сохранило Сочи, Туапсе и другие населённые пункты в составе России. Наверное, есть и их доля участия в том, что сегодня Сочи — большой и красивый курортный город с инфраструктурой мирового класса. Наверное, есть и их доля участия в том, что именно здесь прошли зимняя Олимпиада, Чемпионат мира по футболу и многие другие значительные события. А главное, что представители доброй сотни народов до сих пор живут здесь в мире и согласии.
Новости
Общество
.
Подробнее читайте на maks-portal.ru ...