Прохвосты как явление

Прохвосты как явление
фото показано с : kubantoday.ru

2019-1-22 00:56

Известный всем литературный герой Остап Бендер знал четыреста относительно честных способов отъема денег у излишне доверчивых граждан. Известный всем литературный герой Остап Бендер знал четыреста относительно честных способов отъема денег у излишне доверчивых граждан.

Его последователи — мошенники в Советском Союзе шерстили по стране всю историю существования государства, и в реальности любой честный гражданин рисковал нарваться на ловкача.

Возьмем, к примеру, двенадцатилетнего московского пионера Валю Егорова, который обворовывал советские госучреждения по своей уникальной, как он считал, системе: ловкач пробирался в кабинеты начальников и выносил оттуда ценные вещи. Отличника учебы и пример для одноклассников не могли вычислить несколько месяцев, потому что юный прохвост состоял в отряде пионеров «легкой кавалерии», который проверял работу государственных учреждений. Такой отряд мог наведаться с неожиданной проверкой в любую столовую, буфет или другую подшефную организацию.

Поначалу Валя добросовестно участвовал в разных проверках, его даже стали приглашать в свои кабинеты руководители. И вот с этого момента мальчик «ступил на скользкий путь» — начал воровать. Оставаясь в пустых кабинетах, шарил по ящикам столов и брал оттуда канцелярские принадлежности, деньги и даже ценные вещи. Самую крупную кражу в начале своей воровской карьеры малец совершил в здании ЦК ВЛКСМ. Оставшись там после проверки столовой, он проник в несколько незакрытых кабинетов и вынес оттуда упаковку писчей бумаги, несколько простых карандашей и ручек, карточки на выдачу продовольствия и порядка 20 рублей, что по тем временам считалось довольно большой суммой денег.

В 1933 году Валя решился на одно из самых дерзких ограблений. Назвавшись проверяющим, он явился в Наркофин и стал проводить ревизию столовой. Там его бесплатно накормили, он познакомился с ответственным по хозяйству Воробьевым, который даже не удосужился проверить документы пройдохи, и разрешил ему приходить в учреждение и в выходные дни. После одного из рабочих дней мальчик зашел в помещение месткома и сказал уборщице, что в этом кабинете скоро начнется комсомольское собрание. Женщина поверила, послушно ушла, а Валя с помощью перочинного ножа открыл ящик стола и умыкнул из него 95 рублей.

Позднее, приходя в Наркомфин, юнец назывался вымышленным именем, говорил, что он сын какого-нибудь руководителя, что давало ему беспрепятственное право свободно разгуливать по кабинетам. Целую неделю мошенник вскрывал столы ответственных работников, забирая оттуда разные вещи, деньги и облигации. В итоге обчистил восемьдесят госслужащих. В Наркомснабе в кабинете начальника Валя украл из стола дорогие наручные часы, ножик для вскрытия конвертов и небольшой золотой брелок. Но в тот момент в кабинет зашел начальник — и мальчика отправили в милицию. Правда, по дороге аферист сбежал.

Поймали Егорова спустя четыре года после того, как он начал свою преступную деятельность. В то время мальчик промышлял в издательствах, крадя оттуда канцелярские принадлежности и плакаты, которые затем продавал. После того, как Валя выкрал из кабинета фотокора «Известий» дорогой фотоаппарат и попытался его продать, его вновь отправили в милицию. Мошенника осудили и направили затем в экспериментально-дефектологический институт для лечения от клептомании. Насколько успешным было лечение, история умалчивает. Впрочем, ничего неизвестно и о дальнейшей судьбе юного прохвоста.

 

Прохвосты, проходимцы, и пройдохи,

И прочие, кто духом ядовит,

В гармонии с дыханием эпохи

Легко меняют запахи и вид.

 

В двадцатые годы прошлого века некто Шкрябков использовал сюжет Ильфа и Петрова из произведения «Двенадцать стульев», выдавая себя за гроссмейстера. Судя по всему, он был шахматистом высокого класса и водил дружбу с мастерами этой игры. С помощью приятелей Шкрябков выкрал печать и бланки всесоюзного шахматного журнала, сделал себе командировочные удостоверения и начал колесить по городам и весям Советского Союза, давая платные сеансы одновременной игры. Аферист так мог играть довольно долгое время, тем более по ходу дела у разных людей стащил их документы и затем путешествовал то как Вортман, то как Купцов. Но, как говорится, «жадность фраера сгубила». Шкрябков и его приятели физически не могли, по их мнению, не стащить плохо лежащую вещь. В разных городах страны милиция обратила внимание на то, что в помещениях, где проходили шахматные сеансы, стали обнаруживаться пропажи.

Очень долго никому и в голову не приходило грешить на заезжего гроссмейстера и его друзей — милых интеллигентных шахматистов из Ленинграда. Однако вскоре всё стало ясно. Нередко сеансы проходили в вузах и НИИ, и было зафиксировано, что помимо обычных денежных краж в помещениях случались очень даже колоритные. Так, Шкрябков и его приятели украли пальто академика Левинсона-Лессинга, в Харькове умыкнули три микроскопа, несколько раз после сеансов пропадали и шахматные часы.

Был и такой советский мошенник Виноградов, которого за все его делишки судили в июле 1940 года. Раздобыв фальшивые документы, он выдавал себя за прокурора и вымогал деньги у родственников осужденных за якобы возможность освобождения. Жульничал аферист и по мелочи. Например, с директора фабрики «Звукозапись» стряс пачку дефицитных грампластинок с популярными мелодиями, не чурался бесплатно обедать и в ресторанах. А однажды якобы как представитель прокуратуры прошел на пивзавод и продегустировал продукцию.

Опытный аферист берет в долг под большие проценты крупные суммы денег (Объявление)

И брачные аферисты существовали. Например, Юрий Ладжун, который обманул 72 (!) женщины. В шестидесятые годы прошлого века сыщики сбились с ног, пытаясь разыскать коварного обольстителя, который метался по стране в поисках одиноких женских сердец. Обаятельный преступник успевал всего-то за несколько дней «обработать» и обворовать массу одиноких женщин, о чем сигналы поступали из разных регионов Советского Союза.

К примеру, в Калуге перед тридцатилетней командировочной Натальей Орловской он предстал в образе научного работника. Пригласил дамочку в кино, затем в ресторан, где долго говорил о науке, не забывая при этом осыпать женщину комплиментами. Умел, ой как умел Ладжун наполнять уши слабого пола сладкими речами. Выждав подходящий момент, аферист сообщил растаявшей дамочке о том, что поиздержался в дороге, и доверчивая Наталья одолжила мужчине 250 рублей, взяв которые, тот мгновенно скрылся.

Удостоверение, которым козырял мошенник, он также украл. Обманув другую женщину, случайный попутчик в такси проболтался, что едет в командировку, и даже назвал свой домашний адрес. Ладжун, естественно, всё это намотал себе на ус и поехал к жене случайного попутчика. Соврал ей, что является его коллегой, и попросился переночевать. Доверчивая женщина пустила пройдоху на постой — и тот мгновенно украл у нее не только документы, но и приличную сумму денег, накопленную супругами непосильным трудом.

 

Одет прилично. Гладко выбрит.

Кто знал, что он бумажник стибрит?

 

В Кемерове аферист, прозванный оперативниками Аленом Делоном за его сходство с французским актером, украл у подвыпившего физика-ядерщика документы и деньги. Милиционеры, сверив описание преступника со словесным портретом, решили, что теперь «ходок» будет обманывать женщин под видом представителя престижной в то время профессии — физика.

Так и произошло. В Минске Ладжун девушке Наде представился ученым, которого преследуют агенты иностранных спецслужб, и вовлек наивную дамочку в круговорот любовных страстей. Уже на следующей день девушка согласилась выйти за него замуж, и наутро, после первой брачной ночи, «Ален Делон» исчез из ее дома вместе с ценными вещами, подаренными на свадьбу. Мало того, брачный аферист утащил с собой морской кортик и отпускное свидетельство офицера флота Чуркина.

Подобную аферу со свадьбой, почти как Остап Бендер с мадам Грицацуевой, аферист провернул и в Одессе. Представился дамочке капитаном дальнего плавания, который ходит за границу, и заведующая рестораном теплохода Анна Воронина поверила пройдохе. Да еще и деньги дала. Взяв их, Ладжун поехал к родителям «суженной», очаровал своим обаянием стариков… и обокрал.

Аферист колесил по республикам Советского Союза, и информация о его похождениях постоянно поступала в следственно-оперативную группу, которая занималась розыском преступника. Фотороботы Ладжуна были разосланы во все отделения милиции Советского Союза. И тут случилось то, что рано или поздно должно было произойти. В Свердловске бывший армейский сослуживец опознал афериста. И что? И его «надул» мошенник. Вместе они ехали в поезде — Ладжун взял взаймы у сослуживца двадцать целковых и затем тайно сошел на ближайшей станции.

Оперативники собрали всю имеющуюся на Ладжуна информацию и вскоре вышли на его след. На брачного афериста их навела гатчинская буфетчица, которую тот безуспешно пытался обольстить и затем переключиться на ее подчиненную. В доме очередной «невесты» и взяли милиционеры мошенника под его шаловливые ручки. Улик против него было предостаточно, и Ладжуну всё же пришлось признаться в совершенных им преступлениях. Оперативникам он сообщил, что зарабатывать честным трудом не хотел никогда, а впервые на путь мошенничества ступил в двадцатилетнем возрасте. В итоге по приговору суда афериста приговорили к высшей мере наказания, учитывая, что, прежде чем обворовать одну из жертв, он ее убил.

Ну а самым наглым аферистом СССР считается Вениамин Вайсман, обманувший в 1946—1947 годах 27 сталинских наркомов. Судим был десять раз, восемь раз бежал из мест лишения свободы. Общеизвестный литературно-киношный прохвост Остап Бендер советскому аферисту Вайсману и в подметки не годится. Неутомимому выдумщику из Житомира, водившему за нос министров СССР, верили даже члены ВКП(б). Следствие установило, что обманным путем Вайсман получил в разных союзных министерствах 53 тысячи рублей наличными и промтовары на многие тысячи целковых.

Опущу многие подробности из его преступной деятельности и замечу, что сгубила мошенниками обычная фраерская жадность. Как, впрочем, и многих других аферистов. В 1947 году он попался на приеме у министра тяжелого машиностроения Николая Казакова, к которому прежде уже удачно заходил «на поклон». Министр сразу же «отдал» мошенника оперативникам — и его любезно «встретили» прямо у кассы министерства. За все делишки Вайсман, он же Веня Житомирский, получил десять лет лагерей строгого режима, хотя мог получить и высшую меру наказания.

Вспоминая некоторые криминальные личности советской эпохи, понимаешь, что они прославились не добрыми, а хитрыми и изворотливыми делами. И сегодня таких аферистов предостаточно. Как, к сожалению, и доверчивых людей.

 

Михаил МУСАЕВ

Новости.

Подробнее читайте на ...

аферист ладжун денег документы разных деньги валя шкрябков