Тамара Родькина: «Актеру нельзя отказываться от ролей!»

Тамара Родькина: «Актеру нельзя отказываться от ролей!»
фото показано с : kubantoday.ru

2017-3-24 09:37

Одна из самых ярких актрис Краснодарского театра драмы — заслуженная артистка Киргизии Тамара Родькина отмечает в эти дни свой юбилей. Одна из самых ярких актрис Краснодарского театра драмы — заслуженная артистка Киргизии Тамара Родькина отмечает в эти дни свой юбилей.

Восьмого апреля на ставшей за более чем четверть века родной сцене состоится бенефис актрисы. Зрители увидят спектакль «За двумя зайцами». В этот вечер Тамара Павловна Родькина будет играть одну из главных ролей в искрометной комедии Михаила Старицкого — Явдокию Пилиповну, мать Прони. Актриса была одной из первых исполнительниц Маргариты в спектакле «Евангелие от Воланда» и этой ролью покорила театральную краснодарскую публику. Она талантливо убедительна и в образе роковой женщины, и в образе эксцентричной, комической героини. Тамара Павловна уверена, что любою роль нужно воспринимать как подарок судьбы. Нет больших и маленьких ролей, но каждая — шанс доказать, что ты что-то можешь в своей профессии.

Актриса родилась в небольшой деревеньке Новый Ропск Брянской области. Отец — инвалид войны, чтобы прокормить семью, где росли трое детей, брался за самую тяжелую работу. Был шаповалом — валял в том числе валенки. Мама — учитель начальных классов.

Тамара увлекалась в детстве рисованием, изобразительным искусством. Одно из ее детских воспоминаний — о том, как она собирала репродукции картин великих художников, которые печатались в журнале «Огонек». Сама много рисовала. Картины у нее получались замечательные, создавала всевозможные плакаты, чертила стенгазеты. Думала юная Тома, что станет художником. Но получилось в жизни не так, как мечталось. Верней, сбылось, но по-иному. Ну а сейчас свой художественный дар Тамара Павловна воплощает, создавая в свободные минуты, когда не занята в театре, красивейшие вещи из ирландского кружева.

— У нас в школе был педагог, которая бредила театром. Она организовала театральный кружок. Поначалу никто не хотел в него ходить, а я попала в него, можно сказать, в принудительном порядке. Но потом увлеклась и после десятого класса решила поступать в Московский театральный вуз. Окончив школу с серебряной медалью, собралась поступать, но не на актерское отделение (для этого все-таки не нашлось достаточно храбрости), а на «режиссуру массовых зрелищ». Выучила, как сейчас мне кажется, совершенно дурацкий, анекдотический текст — да и кто мне мог подсказать в моей деревне, что нужно подготовить, чтобы поступить в театральный вуз… В общем, попытка не удалась. Я провалилась на вступительных экзаменах в Институт культуры города Химки. Возвращаться в родную деревню было очень стыдно. Как это так, почти круглая отличница — и не смогла поступить в вуз.

Тамара поехала к своей тете в Брянск. Здесь проработала год на заводе полупроводниковых приборов. А следующим летом поступила в Брянское культпросветучилище — на режиссерский факультет. Взяли ее педагоги без всяких вопросов. Дипломную работу — спектакль «В день свадьбы» по пьесе Розова создавала на сцене театра старинного русского города Севск. Окончила училище с красным дипломом. Поэтому не надо было, как это полагалось в советское время, отрабатывать три года после учебы по так называемому распределению. Кстати, каждое лето, пока училась в Брянске, Тамара приезжала в Москву с мечтой поступить в ГИТИС. Но страх и застенчивость были настолько велики, что девушка даже не решалась переступить порог легендарного театрального института. После окончания брянского училища мастера дали Тамаре рекомендательное письмо к педагогу Ленинградского института культуры, режиссеру Б.

В. Сапегину. Учиться дальше она решила в Ленинграде.

По дороге в северную столицу талантливая девушка заехала все-таки в Москву — в ГИТИСе оказалась уже вечером. Прослушивание в этот день уже закончилось. Но у Тамары был настолько расстроенный и растерянный вид, что помощник-ассистент приемной комиссии вошла в положение и провела ее в аудиторию, где заседало жюри. Его члены пили чай, собираясь разойтись по домам до завтрашнего утра: «Может быть, вы придете завтра? Сегодня мы уже завершили прослушивание…»,- предложили ей они. «А я завтра не могу, я уезжаю»,— ответила Тамара. Девушке дали шанс показать себя. Тамара исполнила песню «Волга-реченька». А затем покорила членов жюри, прочитав стихотворение Сергея Острового «Синяя сказка». «Вы когда-нибудь были на птичьем базаре?» — девушка начала очень эмоционально и так сильно схватила за руку ближайшего от нее члена жюри, а им был, как Тамара потом узнала, великий режиссер Георгий Павлович Ансимов, что он даже вздрогнул. Он как раз и набирал в этот год себе курс. Начинающую актрису направили сдавать экзамены сразу на третий тур.

— Тамара Павловна, какие впечатления у вас остались от учебы?

— Ну, что вы, разве от учебы могут остаться плохие впечатления? Студенческие годы — самые прекрасные. Мы очень много работали. Георгий Павлович Ансимов был великим педагогом. Знаете, как все-таки Господь удивительным образом переплетает судьбы человеческие. Георгий Павлович ведь родился на Кубани в семье священника, который был настоятелем храма в станице Ладожской. В 1925 году храм был закрыт. Пешком вся его семья добиралась до Москвы. Годы его служения в столице пришлись на страшные гонения. Отца Георгия Павловича несколько раз арестовывали. Он был расстрелян в 1937 году на полигоне в Бутове. В двухтысячных Павел Ансимов причислен к лику святых новомучеников российских. Когда я уже работала в Краснодарском театре драмы, Георгий Павлович приезжал на Кубань, посещал станицу, где раньше служил его отец. Я ездила вместе с ним на его малую родину.

— А в каких театрах вы служили?

— В моей творческой биографии было всего два театра. Сразу после окончания института меня пригласили в Бишкек, в Русский драматический театр имени Н. К. Крупской. Я там прослужила двенадцать лет. А потом началась перестройка, трудные девяностые годы. Родители мужа переехали на Кубань из Казахстана, а мы — за ними. С 1991 года я служу здесь, в Краснодарском академическом театре драмы.

— Если вам предлагают роль, которая вам не нравится, вы можете отказаться от нее?

— Вообще, мы не имеем права отказываться от ролей. Но иногда кажется, что роль, которую тебе предлагают, не твоя. Было всего два раза, когда я отказалась от роли. И оба — потом пожалела, что сделала это. Первый раз — в Бишкеке, второй — в Краснодаре. Режиссер Ильин в своем спектакле предложил мне роль женщины, которая была намного старше по возрасту, чем я была на тот момент. И мне показалось: ну, что ж он прямо так ко мне немилосерден. А потом я пожалела, что не сыграла эту роль. Этот образ замечательно воплотила на сцене другая актриса. Несколько лет назад у нас в репертуаре был спектакль «Лавина» по пьесе турецкого драматурга Джюдженоглу. И я в нем играла девяностолетнюю сумасшедшую старуху. И мне очень нравилось находиться на сцене в этом образе, я получала огромное удовольствие. Я поняла одну вещь: никогда не знаешь, где найдешь — где потеряешь. Поэтому, если Господь что-то дает, лучше от этого не отказываться. Актеру прежде всего нужна работа.

— Вы можете назвать имена партнеров по сцене, с которыми, вы считаете, вам посчастливилось играть?

— Моим партнером был Саша Катунов. Мне очень нравилось с ним работать. Мы с ним играли вместе в «Евангелии от Воланда»: он — Воланда, я — Маргариту; в «Кошке на раскаленной крыше»: он — Большого Па, я — Большую Ма. Он был живым человеком на сцене, столько энергии, эмоций отдавал своим партнерам, что грех было не

откликнуться и не вернуть ему долг. Он был совершенно уникальным актером.

Хочу сказать и о Сергее Калинском. Мы сейчас в спектакле «За двумя зайцами» вместе работаем. Чувство юмора у него великолепное. Он очень многое дает своим партнерам! Сеня Фогелев тоже очень хороший партнер, откликается на любые движения души.

Прекрасные актрисы — Татьяна Корякова, Юлия Романцова, Анна Романникова — с ними всегда приятно быть на одной сцене.

Мы же ведь не роботы, не можем играть всегда одинаково. Каждый спектакль получается неповторимым, в зависимости от того, что у каждого из нас в сердце.

— Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

— У меня есть сын Павел, невестка. Павел очень творческий человек. Занимается программированием… и создает украшения из серебра в скифском стиле. Сегодня я мечтаю о внуках и не устаю говорить об этом сыну и его супруге. Есть младшие брат и сестра. Брат остался в родной деревне. Сестра сейчас живет на Камчатке. Она — актриса театра кукол. Но решила уйти со сцены и сейчас занимается педагогической деятельностью, в том числе ведет занятия театральной студии при школе.

— Вы часто с сестрой видитесь?

— Один раз в два года она приезжает на материк. И мы встречаемся в родной деревне Новый Ропск. У нас есть крошечный домик на двоих на берегу речки. Как там хорошо! Всю зиму дом стоит закрытый, соседи за ним присматривают. А мы приезжаем в отпуск и там живем (я во всяком случае) каждое лето. У нас очень необычная деревня. Там свой язык, ни на что не похожий. Деревня находится рядом и с Украиной, и с Белоруссией — посерединке, на границе. И язык в ней сложился из трех: русского, белорусского и украинского. Но кроме того, в этой деревне жили шаповалы. Так называли людей, которые занимались очень тяжелым физическим трудом: валяли шляпы, валенки и другие вещи. У шаповалов есть свой язык, ни на что не похожий. Многие слова из этого языка перешли в разговорную речь жителей только нашей деревни — больше так не разговаривают нигде. Когда приезжаю в Новый Ропск, сразу же перехожу на этот язык.

— Тамара Павловна, поздравляем вас с круглой датой. Желаем здоровья, новых ролей и больших успехов во всём! Пусть всё у вас в жизни и творчестве складывается хорошо!

 

Марина АДАМОВА

Новости.

Подробнее читайте на ...

тамара сцене павловна ролей театра роль актриса спектакль