Заповедник дефицита

Заповедник дефицита
фото показано с : kubantoday.ru

2019-2-5 09:06

Каждому хочется прибарахлиться. Эта фраза принадлежит Бармалею из фильма «Айболит-66». Новую импортную вещь в СССР нужно было еще достать и заплатить за нее бешеные деньги. Каждому хочется прибарахлиться.

Эта фраза принадлежит Бармалею из фильма «Айболит-66». Новую импортную вещь в СССР нужно было еще достать и заплатить за нее бешеные деньги.

Торговля подержанными вещами по более низкой цене была всегда. Существует и сейчас. К примеру, до Второй мировой войны старое пальто носили продавать на барахолку, а в 1946—1947 годах в Советском Союзе появились специализированные комиссионные магазины. Торговля бывшими в употреблении вещами шла весьма бойко, и поэтому в 1963 году в СССР в столице-матушке даже появилось новое отделение Министерства торговли — Москомиссионторг.

Первые комиссионки появились в Стране Советов еще в двадцатых годах прошлого века и напоминали магазины конфиската, поскольку тоже торговали конфискованными товарами. Это была не одежда, обувь, инструмент или бытовая утварь, а хрусталь, люстры, столовые приборы из серебра, бриллиантовые и изумрудные украшения и другие предметы роскоши. Причем покупатели на такой товар в условиях НЭПа находились весьма быстро.

Ходят люди в магазины,

Ходят утром, даже в ночь.

Ходят люди в магазины…

Из карманов деньги прочь!

В советское время некоторые ходили в комиссионку, чтобы только увидеть там иностранную бытовую технику. Одни названия аппаратов до боли в боку будоражили душу: Sony, Grundig, Panasonic. Большинством советских граждан, которые только мечтали о приобретении дефицитных товаров, комиссионный магазин воспринимался как музей с постоянно меняющейся экспозицией. Особенно колоритно выглядели магазины в небольших городах Страны Советов. Если в мегаполисах они, как правило, были специализированными, то в «комках» небольших населенных пунктов продавали всё подряд. Рядом со старинными иконами мог стоять японский магнитофон или фарфоровый сервиз. Так было начиная с шестидесятых годов прошлого века. Но и до этого ситуация была почти та же. Причем вокруг комиссионок возникал свой мир.

В крупных городах они привлекали ценителей, коллекционеров и спекулянтов. Как это выглядело, в свое время поведал американский писатель Джон Стейнбек, который побывал в СССР в 1947 году: «Это специализированные магазины. В одних продаются фарфор и люстры, в других — ювелирные изделия, в основном старинные вещи, поскольку в настоящее время выпускается очень немного ювелирных украшений: гранаты и изумруды, серьги, кольца и браслеты.

Есть еще магазин, который торгует фотооборудованием и камерами, в основном немецкими камерами, которые привезли с войны. В четвертом продаются ношеные вещи и обувь. У входа в такие магазины идет другая торговля. Если, например, вы выходите из фотомагазина, к вам осторожно подходят два-три человека с пакетами в руках. А в пакетах фотоаппараты „Контакс”, или „Лейка”, или „Роллейфлекс”. Эти люди дают вам взглянуть на камеру и называют цену.

То же происходит и около ювелирных магазинов. Стоит человек с газетным свертком. Он быстро раскрывает его, показывая бриллиантовое кольцо, и говорит цену. Скорее всего, то, чем он занимается, незаконно. Цены, которые называют эти уличные торговцы, во всяком случае, немного выше, чем цены в комиссионных магазинах…»

Очередной толчок комиссионная торговля получила после октябрьского постановления ЦК КПСС и Совмина от 1953 года о мерах по дальнейшему развитию советской торговли. Товаров народного потребления катастрофически не хватало, поэтому и было решено открыть комиссионные магазины для того, чтобы как-то восполнить и разнообразить эти самые товары.

Предполагалось, что одни советские люди будут сдавать в комиссионки вещи, которые им не нужны, а другие — их покупать. Так и было поначалу. Дипломаты, артисты, ученые имели возможность выезжать за границу, и оттуда они привозили радиоприемники, проигрыватели, магнитофоны, одежду, обувь и затем сдавали всё это в «комки» по весьма хорошим ценам. Наступил 1955 год, когда слетел со своего поста председатель Совета Министров СССР Георгий Маленков и комиссионная торговля, во многом им порожденная, на время заглохла. Новые магазины не открывались, старые дышали на ладан.

После реализации товара в комиссионках люди получали деньги за вычетом комиссии, что было законно и куда проще, нежели торговля с рук, за что можно было загреметь по статье «спекуляция». А тут отдал магазину определенный процент — и спи спокойно. В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов начался расцвет комиссионок, поскольку товаров народного потребления по-прежнему не хватало, а так называемая оттепель породила стремление советских людей жить комфортно.

Отечественные фабрики разнообразием фасонов и яркостью тканей не баловали, и для того, чтобы шить в ателье, также нужно было неслабо зарабатывать. Причина в том, что профессиональные портные за работу брали хорошие деньги, да и ткани были в дефиците. Оттого и покупали их впрок и затем хранили годами. К примеру, драповые отрезы. Изможденный советский человек плелся в комиссионный магазин, где мог купить вполне фирменные вещи. Но не все они стоили дешево. К примеру, лисьи или норковые шубы.

— Сколько стоит эта шуба для моей жены?

— Она обойдется вам в кругленькую сумму.

— Подождите, как-то неправильно всё… Давайте еще раз!

— Она обойдется…

— О, правильно! Она обойдется!

(Анекдот)

Все, кто музицировал в СССР, прекрасно помнят комиссионку и пошарпанное пианино отечественного производства в нем, звучание которого хронически не поддавалось точной настройке. А дефицитные чехословацкие «стенки»? Импортный телевизор или качественный холодильник, который не заставлял вздрагивать от шума по ночам каждые пятнадцать минут?

Ясное дело, что всякие-разные носильные вещи, «Грюндиги», «Филипсы» и «Сони», чешские мебельные стенки нередко уходили «налево» или же продавались выше по цене, предложенной магазину бывшим владельцем. И всё же комиссионка была для рядового советского обывателя тем местом, где можно было приобрести бывшие в употреблении вещи дешевле их стоимости в приличном состоянии. Или за деньги реализовать ненужную уже мебель, бытовую технику и одежду. Во второй половине шестидесятых — первой половине восьмидесятых годов комиссионные магазины были обычным явлением, как булочные, молочные и овощные магазины.

Приходишь в комиссионку и говоришь, что хочешь сдать в магазин ту или иную вещь. Затем идешь в специальный пункт приема с паспортом, где приемщица выписывает квитанцию с указанной суммой, по которой будет продаваться вещь. Затем необходимо в течение десяти дней наведываться в магазин и смотреть, продалась твоя вещь или нет. Продалась? Берешь паспорт и идешь за деньгами.

В СССР комиссионные магазины были местом поистине культовым. Именно через «комки» продавались самые дефицитные товары, привезенные соотечественниками из заграничных командировок или купленные в магазинах «Березка» на чеки Внешпосылторга. В 1948 году их таких торговых точек было 552, в 1958-м — 783, в 1963-м — 1084, в 1975-м — 1593, в 1980-м — 2126, а в 1985 году — 1781.

Комиссионки можно видеть и в некоторых советских фильмах. Например, в киноленте 1956 года «Девочка и крокодил». Помните фразу? «Шуба мужская. Хорьковая, молью траченная, две восемьсот». Или, например, фильм 1966 года «Берегись автомобиля», где герой ленты Дима Семицветов «загоняет» иностранный магнитофон покупательнице, взяв с нее « сверху» хорошие деньги. В фильме «Семь нянек» прохиндей Афанасий взял напрокат пылесос и, зайдя за угол, тут же сдал его в скупку. А Семен Семеныч Горбунков в исполнении Юрия Никулина в фильме «Бриллиантовая рука» искал в комиссионке «точно такую кофточку, но с перламутровыми пуговицами».

В восьмидесятые годы широким спросом стала пользоваться парфюмерия, бижутерия и косметика. С приходом пресловутой перестройки и возможностью свободного выезда за границу комиссионные отделы появились почти во всех советских универмагах. В них можно было купить музыкальный центр, посудомоечную машину, магнитофон, видеомагнитофон и даже кусачки для ногтей. Когда дефицит стал исчезать, то и комиссионки постепенно испарились.

Кстати, где присмотрел качественный диван своей мечты герой фильма «Зимний вечер в Гаграх»? Именно в комиссионном магазине среди прочей мебели. В магазине, который в Советском Союзе пользовался невероятной популярностью. И воспоминания о нем до сих пор живут в памяти многих россиян.

В магазине каждый любит бывать,

Что где примерить, где чего достать.

Ведь без покупок жизнь совсем скучна

И никого не радует она.

 

Михаил МУСАЕВ

Новости.

Подробнее читайте на ...

магазины ссср деньги вещи торговля вещь комиссионные магазин